Дата рождения / первого упоминания в источниках
В 1538/39 г. казначей Иван Иванович Третьяков и дьяк Одинец Никифоров отпускали на службу в Себеж архитектора Петра Фрязина. «Списки городовые и грамоты» дьяк передал Петру через своего подьячего Постника. Он же выдал архитектору подорожную до Псково-Печерского монастыря (Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией (далее – АИ). Т.1. СПб., 1841. № 140. С. 202).
Дата смерти / последнего упоминания в источниках
9 июля 1565 г. дьяк Большого Дворца Иван Никифоров и Иван Яковлевич Чеботов получили память от митрополичьих бояр Обрюты и Третьяка Семеновичей Фоминых и Мисюря Ивановича Дроздова о подготовке вписки из судных дел (Лихачев Н.П. Дипломатика. СПб., 1901. С. 20).
Семейные и родственные связи
Сын: Никифоров Афанасий Одинцов
Служебная биография
В 1538/39 г. казначей Иван Иванович Третьяков и дьяк Одинец Никифоров отпускали на службу в Себеж архитектора Петра Фрязина. «Списки городовые и грамоты» дьяк передал Петру через своего подьячего Постника. Он же выдал архитектору подорожную до Псково-Печерского монастыря (АИ. Т. 1. № 140. С. 202). 12 марта 1540 г. Одинец Никифоров скрепил указную грамоту в Переславль о допуске мастеров и крестьян Троице-Сергиева монастыря к добыче камня для строительства монастырской ограды (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской академии наук. Т. 1. СПб., 1836. № 190. С. 167). В конце января 1547 г. Одинец в списке дьяков (Назаров В.Д. Свадебные дела XVI в. // Вопросы истории. 1976. № 10. С. 121). 14 марта 1547 г. дьяк великого князя Одинец Никифоров подписал подтверждение Иваном Грозным жалованной грамоты Василия II Никольскому Шартомскому монастырю (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV–начала XVI в. Т. 3. М., 1964. № 96. С. 133). 29 январяя 1546 г. дьяки великого князя Постник Губин и Одинец Никифоров дали на оброк Троицкому Павлову Обнорскому монастырю починки в займища в Комельской волости Вологодского уезда. Им же в казну полагался и оброк. Грамота запечатана дьяками (Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника (Акты X–XVI вв.). М., 1996. С. 153, 154). 14 марта 1547 г. скрепил указную в Суздаль об исключении из тягла слободки Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря (Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря 1506-1608 гг. М., 1998. № 65. С. 137). 3 января 1548 г. в жалованной вологодским оброчным дворцовым сокольникам оброк предписывалось сдавать в казну дьякам Постнику Губину и Одинцу Никифорову (АИ. Т. 1. № 301. С. 547). 2 июля 1557 г. Иван Никифоров дворцовый дьяк в свите государя во время похода против татар на Оку (Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 163). 19 апреля 1558 г. дворцовый дьяк Иван Никифоров подписал наказ Льва Андреевича Салтыкова в с. Новоселки Переславского уезда об отдаче посопного хлеба Троицкому Данилову монастырю (Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника (Акты X–XVI вв.). М., 1996. С. 138). В 1558/59 г. Иван Никифоров дворцовый дьяк в росписи Московской осады (Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 182). В 1563/64 г. дьяк Иван Никифоров подписал выпись из пицовых книг Степана Отяева Всеволожского на вотчину Суздальского Покровского монастыря в волости Матня Суздальского уезда (Катаев И.М., Кабанов А.К. Описание актов собрания графа А. С. Уварова. М., 1905. № 40. С. 45). 9 июля 1565 г. дьяк Большого Дворца Иван Никифоров и Иван Яковлевич Чеботов получили память от митрополичьих бояр Обрюты и Третьяка Семеновичей Фоминых и Мисюря Ивановича Дроздова о подготовке вписки из судных дел (Лихачев Н.П. Дипломатика. СПб., 1901. С. 20).
Землевладение
Вотчина в Костромском уезде. В 1577/78 г. сын дьяка Афанасий дал Троице-Сергиеву монастырю «вотчину свою старинную отца своего Ивана Одинца Микифорова» сельцо Салтаново на р. Корбе с деревнями Дурково, Кабалино (Кибалино) и Высокое в Нерехотском стане. Еще три деревни - Конаново, Рамешки и Черницы – вкладчик оставил себе, жене и детям «до живота» (НИОР РГБ. Ф. 303. Кн. 532. Л. 943 об.-944 об.). В писцовых книгах вотчин Троице-Сергиева монастыря в Костромском уезде 1592/93 г. Салтаново оказалось пропущено (Писцовые книги Московского государства. Ч. 1. Отд. 1. СПб., 1872. С. 893-898; Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1966. С. 266). Пробел этот восстанавливается по платёжной, составленной на основании материалов тех же писцов Третьяка Вельяминова и Казарина Федорова. Село Салтаново с 5 деревнями и 1 починком были положены в 1/6 сохи живущего и 1/16 пустого (НИОР РГБ. Ф. 303. Кн. 569. Л. 15 об.). При величине сохи в 600 четв. доброй земли объем земель составит 133, 5 четвертей.
Послушество в земельных сделках, выступление в роли душеприказчика
В 1541/42 г. Иван Одинец Никифоров душеприказчик в духовной Ивана Шигоны Юрьевича Поджогина (Маштафаров А.В. Духовная Ивана Юрьевича Поджогина 1541 года // Русский дипломатарий. Вып. 1. М., 1997. С. 37). 15 июня 1542 г. душеприказчики Шигоны Поджогина боярин кн. Андрей Дмитриевич Ростовский, казначей Иван Иванович Третьяков и дьяк Одинец Никифоров дали Иосифо-Волоцкому монастырю вотчину Шигоны в Воскресенском стане волости Хорвач Тверского уезда. Дьяк подписал грамоту (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков. Ч. 2. М., 1956. № 169. С. 161).
Другие сведения
Род дьяка Одинца записан в синодике Новодевичьего монастыря (Источники по социально-экономической истории России XVI - XVIII вв. Ч. 1-2. М., 1985. С. 254).