Дата смерти / последнего упоминания в источниках
В июле 1573 г. кн. Михаила Ивановича Воротынского постигла опала, по приказу Ивана Грозного его пытали, а затем сослали на Белоозеро, по дороге он умер (Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 476, 477). « Потомъ убиены славный между княжаты рускими Михаилъ Воротынской и Микита, княжа Одоевской, сродны его, со младенчики и дѣтками своими, единъ аки седми лѣт, а други мнѣйший, и со женою его. Всеродне погубленно ихъ, глаголютъ. Его же была сестра, предреченная Евдокия святая, за братомъ царевым Владимеромъ. А что же сему за вина была княжати Воротынскому? Негли тая точию: егда по сожжению великого славного мѣста Московского многонародного от перекопского царя и по спустошению умиленомъ и жалостномъ ко слышанию руские земли от бѣзбожныхъ варъваровъ, аки год единъ спустя той же царь перекопский, хотяще уже до конца спустошити землю оную и самого того князя великого выгнати из царства его, и поиде яко левъ-кровоядецъ, рыкаетъ, розиня лютую пащену на пожрение християнъ со всеми силами своими бусурманскими. Услышав же сие, наше чюдо забѣжалъ пред нимъ сто и двадесят миль с Москвы аже в Новъгород Великий, а того Михаила Воротынского поставил с войском и, яко могучи, земли оныя спустошения и окоянныя бронити повелѣл. Онъ же, яко муж крѣпки и мужестъвеной, в полкоустроениях зѣло искусны, с тѣм такъ силнымъ зверемъ бусурманскимъ битву великую сведе. Не далъ ему распростертися, а не на мнѣ воевати убогихъ християнъ, но бияшеся крѣпце зѣло с нимъ, и глаголютъ, колко дней бран она пребывала. И поможе Богъ християномъ благоумного мужа полкоустроением, и падоша от воинства християнского бусурманские полки, и самого царя сынове два, глаголютъ, убиени, адин живъ изыманъ на той-то битве, царь же сам едва в Орду утече, а хоругвей великихъ бусурманъскихъ и шатровъ своихъ отбѣжал в нощи. На той же битве и гетмана его, славного кровопийцу християнского, Дивую-мурзу изымано жива. И всехъ тѣхъ, яко гетмана и сына царева, тако и хоруговъ царскую и шатры его послал до нашего хороняки и бѣгуна, храбраго же и прелютаго на своихъ единоплемянныхъ и единоязычныхъ, не противящихся ему. Что же воздалъ за сию ему службу? Послушай, молю, прилѣжно пригорчайшия тоя и жалостные ко слышанию трагедии. Аки лѣто едино потом спустя, оного побѣдоносца и обранителя своего и всеа руские земли изымати и связанна привести и предъ собою поставити повелѣл. И обрѣтши единого раба его, окрадшего того господина своего, — а мню, наученъ от него, бо еще тѣ княжата были на своихъ уделѣхъ и велия отчины под собою имѣли, околико тысящъ с нихъ по чту воинства было слугъ ихъ, имже онъ, зазречи, того ради губилъ ихъ — и рече ему: «Се, на тя свидѣтелствуетъ слуга твой, иже мя еси хотѣлъ счеровати и добывал еси на меня бабъ шепчющихъ». Онъ же, яко княжа от младости своея святы, отвещал: «Не научихся, о царю, и не навыкохъ от прородителѣй своих чароватъ и в бесовство верити, но Бога единого хвалити и в Троице славимаго, и тебѣ, цареви, государю своему, служити верне. А сей клеветъникъ мой есть рабъ и утече от меня, окравши мя. Не подобаетъ ти сему верити и не свидѣтелства от такова принимати, яко от злодѣя и от предателя моего, лжеклевещущаго на мя». Онъ же абие повелѣ связана, положа на древо между двемя огни, жещи мужа в роде по сих же, в разумѣ и в дѣлехъ насвѣтлѣйшего. И притекша глаголютъ самого, яко началного када к катом, мучищамъ победоносца и подгребающе углие горяще жезломъ своимъ проклятым пот тѣло его святое. Такожде и предреченного Одоевского Никиту мучити различне повелѣл, ово срачицу его, пронзанувши в перси его, тамо и овамо торгати; той же в таковыхъ абия мученияхъ скончался. Оного же преодолѣтеля славного; смучена и изжена огнемъ неповине, наполы мертва и едва дышуща, в темницу на Бѣлое озеро повѣсти повелѣлъ. И отвезенъ аки три мили, с того прелютаго пути на путь прохладны и радостны небесного возхождения — ко Христу своему отиде. О мужу налѣпший и накрѣпчайши и многого разума исполнены! Велия и преславная суть память твоя блаженная! Аще негли недостаточна во оной, глаголю, варварской землѣ, в томъ нашемъ неблагородномъ отечествѣ, но здѣ и вездѣ, мню, в чюждих странахъ паче, нежели тамо, преславнѣшая, не токмо во християнскихъ предѣлехъ, но у главныхъ бусурмановъ, сирѣчь у турковъ, понеже немало от турецкого войска на той-то предреченой битве тогда быша. Наипаче же ат Магмета-паши великого двора мнози быша на помощъ послани перекопскому цареви, и за твоим благоразумиемъ все изчезоша, и не возвратился, глаголютъ, ни единъ в Констянтинополь. И что глаголю о отвоей славѣ, на земли сущей? Но и на небеси, у ангелского царя, преславна быша память твоя, яко сущаго мученика и побѣдоносца, яко за оную пресвѣтлую побѣду надъ бусурманы, еяже произвел еси и поставил мужеством храбрости своея, побѣду, обраняющи християнски род. Но и паче же сподобился еси мзду премногую получити, еже пострадал еси неповиннѣ от оного кровопийцы, и сподобился еси со всѣми оными великими мученики венцовъ от Христа Бога нашего во царьствию его, яже за его овцы, супротив волку бусурманскому, много от младости своей храбровствовал, аже без малы до шездесятого лѣта» (Сочинения князя Андрея Курбского // Русская историческая библиотека. Т. 31. СПб., 1914. С. 286-287, 289).
Родители
Его отец князь Роман Иванович Одоевский упоминается в марте 1542 г. в списке князей и детей боярских, которые у государя в думе не живут, но были при приеме литовских послов (Сборник Русского исторического общества. Т. 59. СПб., 1887. С. 147).
Отец
Одоевский Роман Иванов сын, князь
Семейные и родственные связи
Дочь князя Никиты Романовича Одоевского княгиня Евдокия Никитична была женой князя Ивана Михайловича Елецкого, погребена в Троице-Сергиевом монастыре (Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 года. М., 1880. С. 34). Старшая родная сестра князя Н. Р. Одоевского Евдокия стала 28 апреля 1555 г. второй женой князя Владимира Андреевича Старицкого и приняла яд вместе с мужем и детьми в 9 сентября 1569 г (Кобрин В.Б. Опричнина, Генеалогия. Антропонимика. Избранные труды. М., 2008. С. 56). Другая сестра Анна вышла замуж за кн. Бориса Ивановича Мезецкого. У князя Н. Р. Одоевского были дети: Михаил, Иван Большой Мних и Иван Меньшой Никитичи, последние два сына при царе Михаиле Федоровиче Романове стали боярами (Памятники истории русского служилого сословия / Сост. Антонов А.В. М., 2011. С. 59).
Служебная биография
В Дворовой тетради из Служилых князей (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 117). В сентябре 1547 г. на свадьбе князя Юрия Васильевича и княгини Ульяны Дмитриевны Палецкой сидел на княжом месте (Разрядная книга 1475–1605 гг. Т. 1. Ч. 2. М., 1977. С. 340). В Полоцком походе 1562/63 г. спал в стане государя, прибран в ясаулы (Книга Полоцкого похода 1563 г. (Исследование и текст) / Подг. текст К. В. Петров. СПб., 2004. С. 47, 49). В 1565–1569 гг. входил в Земский двор. Прибыльный воевода в полку правой руки в войске в Коломне летом 1565 г. В сентябре 1565 г. воевода в Дедилове. В 1566/67 г. воевода в Почепе. В апреле 1569 г. воевода в Донкове (Разрядная книга 1475–1598 гг. М., 1966. С. 221, 222, 225, 229, 237, 242, 247, 250, 319; Разрядная книга 1475–1605 гг. Т. 2. Ч. 1. М., 1981. С. 197). 12 апреля 1566 г. с боярами поручился в 15 тыс. руб. по князе М. И. Воротынском в его верности (Антонов А.В. Поручные записи 1527–1571 годов // Русский дипломатарий. Вып. 10. М., 2004. С. 57). Дворянин 1-й статьи на Земском соборе 25 июня–2 июля 1566 г. (Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1. М., 1813. С. 550). Вошел в Опричнину в 1570 г. Первый воевода полка правой руки в опричном разряде в Тарусе в сентябре 1570 г. Боярин в мае 1571 г. (Разрядная книга 1475–1605 гг. Т. 2. Ч. 2. М., 1982. С. 271; Русский дипломатарий. Вып. 10. М., 2004. С. 64). 24 мая-31 августа 1571 г., будучи опричником, с думными лицами поручился по князе И. Ф. Мстиславском в его верности в 20 тыс. руб. (Антонов А.В. Поручные записи 1527–1571 годов // Русский дипломатарий. Вып. 10. М., 2004. С. 64). В январе 1572 г. боярин, участвовал в переговорах с шведскими послами в Москве (Сборник Русского исторического общества. Т. 129. СПб., 1910. С. 216). Боярин и воевода, предводитель войска, отправленного из Мурома и Нижнего Новгорода под Казань против черемисы зимой 1573 г. (Разрядная книга 1475–1605 гг. Т. 2. Ч. 2. М., 1982. С. 335, 341).
Землевладение
Князья Никита и Данила владели Лихвинским уделом с 1540-х гг. до 1563/1564 г. По мнению А. В. Антонова, Иван Грозный к 1563/1564 г. обменял у князя Никиты его жеребий в Лихвинском уделе на какие-то земли в Кашинском уезде, о чем есть свидетельство в духовной царя Ивана Васильевича 1572 г. (Антонов А.В. К истории удела князей Одоевских // Русский дипломатарий. Вып. 7. М., 2001. С. 266-285). С включением Лихвина с уездом в опричнину в январе 1565 г., вероятно, утратил на него свои княжеские права (Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992. С. 159). В Кинельском стане Переславского уезда у княгини старицы Феодоры, вдовы князя Н. Р. Одоевского, в 1592-1593 упоминалась деревня Васильево Посниково (40 четвертей земли), вероятно, доставшаяся ей от мужа (Писцовые книги Московского государства. СПб., 1872. Ч. 1.Отд. 1. С. 816).
Вклады землевладельца в монастыри, вклады по землевладельцу родственников
10 октября 1590 г. вдова князя Н. Р. Одоевского, в иночестве Феодора, внесла в Троице-Сергиев монастырь для поминания мужа 100 рублей (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 108).
Другие сведения
В синодик опальных Ивана Грозного имя князя Н. Р. Одоевского не было включено по приказу царя. Члены семьи не смирились с царским приговором и внесли его имя для поминания в синодик как невинно «убиенного».